Ереванский кафедральный собор св. Григория Просветителя.
Житие св. Григория описано Агафангелом, автором IV века, описавшем историю обращения Армении в христианство. Помимо жития в книге
Агафангела содержится сборник 23 проповедей, приписываемых св. Григорию Просветителю, почему эту книгу называют еще «Книгой Григориса»
или «Учением Просветителя» (арм. «Вардапетутюн»).
       В книге рассказывается, что отец Григория, парфянин Апак (Анак), подкупленный персидским царем, убил армянского царя Хосрова и за
это сам поплатился жизнью; все семейство его было истреблено, кроме младшего сына, которого его кормилица, христианка, успела унести
на свою родину, в Кесарию Каппадокийскую. Там мальчик был крещён именем Григория и получил христианское воспитание. Вступив в брак,
Вступив в брак, он скоро расстался с женой: она ушла в монастырь, а Григорий отправился в Рим и поступил там в услужение к сыну
Хосрова, Тиридату (Трдату III), желая усердною службою загладить вину своего отца.
Прибыв в Армению 287 году в сопровождении римских легионов. Трдат вернул себе отцовский престол. За исповедание христианства Трдат
велел бросить Григория в казематы или колодец Арташата (Артаксата), где тот был в заточении 13 лет, поддерживаемый благочестивой
женщиной.
       Между тем Тиридат впал в безумие, но был исцелен Григорием, после чего в 301 году крестился и провозгласил христианство государственной
религией в Армении. Таким образом, Армения стала самой первой страной, принявшей христианство на государственной основе. Повсеместно
в стране началась компания по искоренению многовекового наследия армянской дохристианской культуры.
       В 302 году Григорий был рукоположен в епископы от епископа Леонтия Кесарийского в Кесарии, после чего строит храм в городе
Вагаршапате – столице царя Трдата III. Храм был назван Эчмиадзин, что в переводе означает «сошёл Единородный»
(то есть Иисус Христос) – который, по преданию, лично указал Григорию место для строительства храма.
       В 325 году Григорий был приглашен на Первый Вселенский Собор В Никее, но не имел возможности поехать сам и отправил туда своего
сына Аристакеса, который вместе с еще одним посланником по имени Акритис, привёз в Армению Никейские постановления.
       В 325 году Григорий передал кафедру сыну, а сам удалился в уединение, где скоро умер (в 326 году) и был похоронен в Эчмиадзине.
Армянское архиепископство долго оставалось в городе Григория. Почти тысячу лет могила св. Григория служила местом поклонения.
В течении последних 500 лет мощи св. Григория хранились в армянской церкви в Неаполе, а 11 ноября 2000 года были переданы
Католикосу всех армян Гарегину II и в настоящее врем хранятся в построенном в 2001 году Ереванском кафедральном соборе св.
Григория Просветителя.
       Собор Святого Григора Лусаворича (Св. Григорий Просветитель) является символом 1700 летия провозглашения Христианства, как
государственная Религия в Армении и дом останков Святого Григория.
Огромный Кафедральный Собор – состоит из трех церквей: Собор (Главная Церковь) с 1700 местами и Часовни Царя Святого Трдата III
и Царицы Святой Ашхен (оба с 150 местами). Эти две королевские фигуры были наиболее значительными помощниками Святого Григорияв
преобразовании Армении к Христианству.
Колокольня расположена при входе в Собор. Залы, для приемов и для мероприятий связанных с деятельностью церкви обеспечиваются на
первом этаже Главной Церкви.
       Освещение церкви (символ 1700 летия провозглашения Христианства как государственная религия в Армении) состоялось 23 сентября 2001,
и теперь, с ее красотой и величеством, церковь видима из многочисленных уголков Еревана.
Святые останки Святого Григория Просветителя были перенесены в Армению из Италии. Вскоре после освящения Собора Папа Римский Иоанн
Павел II посетил Собор.